Какую катушку выбрать, на что смотреть при выборе
Приветствую Вас на своем блоге! В этой статье я расскажу какую катушку выбрать для спиннинга или для фидерной снасти. Как выбирать безинерционную катушку. На что нужно обращать внимание при выборе. На чем остановить свой выбор, что бы она подходила под все запросы рыболова. Сейчас очень большой выбор катушек. Как же разобраться в них. Катушки бывают инерционные, безинерционные, мультипликаторные. Раньше выбирать было проще, что было, на то и ловили. Чем катушка была дороже. Тем она была лучше. Сейчас цена товара не указывает на его качество. Если катушка дорогая, это еще не значит, что она будет качественная.
Какую катушку выбрать? На что обратить внимание?
Таким вопросом наверно задаются все начинающие рыболовы. Порой лучше выбрать и купить подержанную, но качественную катушку, проверенную временем. Современные катушки должны отличатся своей легкостью. Такими катушками легко управлять самой легкой чувствительной снастью. Да и при многочасовой ловле это хороший плюс. Современные катушки должны быть не тяжелее 250 грамм.
Корпуса катушек делают из алюминиево-магниевого сплава.
У таких катушек есть плюсы:
- Они более крепкие и долговечные.
- Обладают хорошими чувствительными качествами в оснастке.
Но у них есть и минус:
- Они подвержены коррозии.
- При работе шумит главная пара.
- Большая цена катушек.
На смену им пришли катушки из углепластика. Не надо путать его с дешевыми катушками по цене 200 – 500 рублей.
- Углепластик очень легкий и прочный материал.
- Средние по мощности катушки весят всего около 200 грамм.
- И цена у таких катушек стала намного меньше.
Количество подшипников в катушке
Обычно бытует мнение, что чем больше подшипников в катушке, тем она лучше работает. Доходит в некоторых катушках до 15 шариков. Но практика показывает, что в полнее достаточно, что бы катушка имела 6 – 7 подшипников.
Тут решающий фактор, это качество подшипников. На рынке много не качественного товара. Подшипники должны быть закрытого типа, что бы из них не вымывалась смазка при попадании катушки в воду. Или керамические, они так же будут долго служить.
Слабые места в катушках, это главная пара и механизм лесоукладывателя. Этим механизмам достается больше всего водных процедур и их нужно периодически смазывать.
Ручка катушек
На ручку катушек идет тоже немалая нагрузка. В идеале приобрести катушку с нескладывающейся ручкой. Она складывается при ослаблении винта с обратной стороны. С количеством увеличения рыбалок у складных ручек появляются люфты. Какой формы кноб у катушки, дело самого рыболова, а вот наличие подшипника в нем, это приятный плюс и удобство работы с катушкой.
Фрикцион или тормоз катушки
Какую катушку выбрать по расположению фрикциона? Тормоз катушки больше представляет собой механизм больше похожий на сцепление. Фрикцион позволяет регулировать натяжением лески при вываживании рыбы, что бы не потерять снасть. Он состоит из двух дисков. Ведомого и ведущего, состоящего из шайб. Собирается фрикцион на одном валу, взаимодействующие между собой фетровыми шайбами.
Неподвижным звеном фрикциона является шайба под прижимной гайкой. Гайка имеет фасонное отверстие, которое не дает вращаться на оси, на ней имеется две лыски, которые входят в отверстие. Передача вращения между шайбами осуществляется благодаря силе трения между подвижными и неподвижными механизмами. Регулируется сила трения с помощью пружины, смонтированной на оси и ходовой гайки.
Пружины бывают двух видов – спиральная и тарельчатая. Сила трения меняется или плавно или скачкообразно. В зависимости от качества катушки и качества фрикционных шайб. Шайбы делаются из волокнистого войлока или тефлона и пластика. Шайбы из пластика и тефлона позволяют работать с более тонкими и чувствительными снастями.
Тормоз или правильнее устройство пробуксовки располагается или сзади или спереди катушки. На катушках с задним тормозом шток вращается вместе со шпулей, а на катушках с передним тормозом, шток неподвижен относительно корпуса.
Чаще всего катушки с передним тормозом называются спиннинговыми, а катушки с задним тормозом – матчевыми, фидерными и болонскими. Якобы спиннинговые катушки являются катушками быстрого реагирования, и на них ловится более крупная рыба. Но сейчас крупную рыбу можно поймать на любую снасть. И какая катушка подходит для той или иной ловли, следует выбирать самому рыболову.
Тут наверно надо опираться на то, что катушки с передним тормозом белее компактные, что хорошо при многочасовой ходьбе при ловле. Имеют более широкие тормозные диски, из за этого быстрота срабатывания. Наиболее плавный ход, и тонкая регулировка.
У катушек с задним тормозом лучше регулируется натяжение лески при вываживании рыбы. Так же на таких катушках легче меняется шпуля, всего лишь одним нажатием кнопки. У переднее тормозных катушек приходится откручивать гайку. Что нередко приводит к ее потере, если она упадет в воду и исчезнет в глубине. Такие катушки обычно используют при ловле на дальних дистанциях.
Передаточное число оборотов катушек
Какую катушку выбрать по передаточному числу? Какая лучше? Передаточное число оборотов катушки означает число оборотов шпули, за один оборот ручки катушки.
Чем больше число оборотов катушки, тем скоростнее катушка, а чем оно меньше, тем мощнее катушка.
При дальних забросах и быстрых проводках нужно использовать быструю катушку. Это катушки от 5,2:1 до 6,2:1.
Для ловли крупной рыбы лучше подходят катушки с передаточным числом от 3,6:1 до 4,6:1.
Если вы постоянно ловите крупную рыбу и хищника, то лучше использовать мультипликаторные катушки. Они меньше боятся ударных моментов при вываживании рыбы. Из этого следует, что более универсальные катушки являются с передаточным числом от 4,6:1 до 5,2:1.
Для джиговой ловли подходят катушки с числом оборотов от 4,7-1 до 5,1-1. Более скоростные катушки подходят для ловли окуня или жереха в оснастку с отводным поводком. Для ловли спиннингом подходят катушки с быстрым и маленьким ротором. Он быстро вводит приманку в игру и быстро останавливает.
Проверить ротор можно в магазине. Начать быстро его крутить и резко остановить. Он должен быстро начать крутиться без разгона и резко остановиться, не пытаясь сделать оборот еще раз.
Фидерные катушки имеют неглубокую конусную шпулю для тонкой плетенки. Шпуля наматывает 1 метр лески за один оборот ручки катушки.
Для матчевой ловли лучше использовать катушки с задним тормозом, с большой и мелкой шпулей, для намотки тонкой лески.
Для спиннинга лучше подходит катушка с широкой шпулей, большого диаметра. На таких катушках леска не скручивается кольцами и приманка дальше забрасывается.
Информацию о лесоемкости можно прочитать на юбке шпули.
Так же характеристикой катушек является размер шпули. Тут у каждого производителя есть свои характеристики. У японских катушек это обычно маркировка 1000, 2000, 3000 и т.д. У европейских производителях это последние цифры артикула или маркировки – 20, 25, 30 и т.д. Чем цифра больше, тем мощнее катушка.
Для легких снастей достаточно иметь катушки класса 2000 или 20. Для средних, подходят катушки класса 2500, 3000 или 25, 30. Ну и тяжеловесы тут будут катушки с маркировкой 4000 и больше. Так же под катушку нужно подбирать и удилище определенного класса. Что бы была хорошая балансировка.
Делаем выводы:
- Катушка должна быть из качественного углепластика.
- Иметь подшипники закрытого типа, штук 6. Нержавеющие или керамические.
- Должна быть не складывающаяся ручка.
- У катушки должен быть быстрый ротор.
Обслуживание катушек
Безинерционная катушка самая распространенная катушка среди рыболовов. Сейчас это в основном первая катушка у начинающего рыболова. С ней легко освоить тактику и технику заброса. Но при выборе катушки возникают вопросы, какая лучше и по каким критериям нужно вбирать катушку.
Современные рыболовные катушки сложное устройство из шестеренок и подшипников. Которые требуют обслуживание у уход между сезонами. Но не все рыболовы знают как и что надо разбирать, что бы потом не выкинуть ее потом на запчасти. Но если присмотреться. То там нет ничего сложного. Главное быть внимательным и аккуратным.
Только не забудьте, что самому открывать катушку для ремонта нужно только после гарантии. Поэтому при покупки узнавайте сколько у нее будет гарантия.
Профилактику катушкам нужно делать после каждого рыболовного сезона, а при активной ловле и раньше. Если катушка во время рыбалки попала в грязь или песок. То необходимо сразу ее почистить, что бы грязь, не попала вместе со смазкой на ролики и подшипники.
Как нужно разобрать катушку:
- Сперва нужно снять ротор. Для этого снимите шпулю, потом открутите гайку (ключом или пассатижами).
- Потом нужно открутить винты корпуса крышки катушки.
- Снять крышку катушки.
- Открутить винт, для снятия штока шпули. И снять шпулю.
- Потом с помощью пинцета удаляем привод штока.
- После нужно снять роликовый подшипник.
- После нужно промыть все детали катушки в очищенном бензине, или в специальной жидкости (растворитель, уайт-спирит).
- Смазываем все шестеренки и втулки специальной смазкой для катушек. Надо учесть, что для зимы нужно использовать более жидкую смазку, а летом, более густую.
- Так же смазываем все подшипники.
- Кисточкой смазываем шток шпули.
- После начинаем собирать катушку в обратной последовательности.
- Ставим ротор и крепко закручиваем гайку.
Собранная катушка должна работать хорошо, и еще долго радовать рыболова. На этом все, пишите в комментариях, понравилась вам статья или нет, пишите свое мнение по этой теме.